Ростислав Янковский:
Вся жизнь – театр
ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА
Человек жив до тех пор, пока о нем помнят. Советского и белорусского актера театра и кино народного артиста СССР Ростислава Ивановича Янковского будут вспоминать еще долго – не стереть из памяти те образы, которые он создал в кино и на сцене театра, помнят своего учителя и благодарные ученики.
Будущий актер театра и кино родился в Одессе 5 февраля 1930 года. Детство Ростислава Янковского прошло в городе Рыбинске. Учебные дисциплины не вызывали у него восторга, в отличие от школьного драматического кружка, в котором он почти всегда исполнял главные роли.

С родителями и младшими братьями
Ростислав дебютировал на сцене Ленинабадского дворца культуры 29 апреля 1951 года. Именно тогда его и заметил руководитель местного театра Дмитрий Михайлович Лиховецкий и сразу же предложил работу в своем театре.
Окончив школу, юноша устроился на работу в Ленинабад диспетчером автобазы. В то время он занимался боксом и на одном из соревнований познакомился с рекордсменкой Таджикистана по легкой атлетике Ниной Чеишвили, которая через три с половиной года стала его женой.
Ростислав Янковский с женой Ниной. 2005 год. Фото БЕЛТА
Ростислав Янковский с женой Ниной. 2005 год. Фото БЕЛТА
Ростислав Янковский с женой Ниной. 2005 год. Фото БЕЛТА
Left
Right
В 1957 году семья переезжает в Минск, где наш герой продолжает свою профессиональную деятельность в Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького. Известно, что он сыграл более 160 ведущих ролей.
Народный артист СССР Ростислав Янковский. 1980 год. Фото БЕЛТА
Государственный Русский драматический театр БССР им. М. Горького. Премьера спектакля «Поднятая целина». В роли Нагульнова (справа) – народный артист СССР Ростислав Янковский. 1981 год. Фото БЕЛТА
Бенефис народного артиста СССР Р. Янковского в Русском драматическом театре им. М. Горького. На снимке: На сцене – братья Янковские. 1995 г. Фото БЕЛТА
Left
Right
Через год после переезда в Минск у Янковского начинается и карьера в кино. Дебютировал он на киностудии «Беларусьфильм» в картине «Красные листья» режиссера Владимира Корш-Саблина. Пика мастерства киноактера он достиг, сыграв роль полковника Васильчикова в фильме «Служили два товарища» режиссера Е. Карелова.
Одна из последних его ролей – хуторянин-поляк Войцех Бельски в картине «В июне 41-го». Из жизни актер ушел 26 июня 2016 года.
Какие воспоминания остались у актеров Национального академического драматического театра имени М.Горького о великом мастере сцены? Какие уроки они запомнили на долгие годы? Об этом мы расспросили молодых коллег артиста.
Ростислав Янковский открывает кинофестиваль "Листапад". 2009 год. Фото БЕЛТА
– Ростислав Иванович живет в нашей памяти, – сказала актриса Национального академического драматического театра имени
М. Горького Елена Дубровская. – До сих пор его гримерка пустует. Я не в одном интервью говорила, что Янковский жил театром, он всегда интересовался, чем дышит молодежь, переживал за каждого из нас. И порой спрашивал не только о том, как дела в творческой жизни, но и в личном плане. Это был человек, который болел душой за всех. Если вспоминать о нем как об актере, то на первые репетиции новой пьесы он всегда приходил с уже выученным текстом. Знаете, обычно актер роль учит в течение репетиционного процесса, а Янковский уже все знал на первой репетиции. Представьте, насколько он готовился к своей новой роли и персонажу! Естественно, это восхищало.

Еще вспоминаю один случай, когда я снималась в сериале «Институт благородных девиц» и совершенно случайно встретила Ростислава Ивановича. А он мне сразу задает вопросы: «Ну как ты там? Уже все? Замуж вышла? Родила уже? Да?» Я сразу и не поняла, о чем меня спрашивают. Оказывается, что он смотрел этот сериал, а в нем, действительно, моя героиня вышла замуж и ждала ребенка. Я поняла, что он интересовался нами, молодыми актерами, следил за творческими успехами. Это дорогого стоит.

Нельзя забыть и то, что Янковский всегда помогал советом, поддерживал в любой ситуации, мог пошутить и, знаете, был на одной волне с молодежью театра. Он был прост в общении и располагал к себе... Думаю, что все его знакомые будут говорить о нем только самое хорошее, потому что он был личностью в театре и стал большой частью его истории. Он был героем: видным, статусным, занимался очень много общественной деятельностью. Очень любил наш театр и верил в него.
Ростислав Янковский в роли Пане Коханку.
2010 год. Фото БЕЛТА
Светлые воспоминания о блестящем артисте остались и у актера Национального академического драматического театра имени М. Горького Олега Коца:

– Я в театр попал, еще когда учился на втором курсе Белорусской государственной академии искусств – в возрасте 18 лет. Дело в том, что Русский театр всегда отличался требовательностью к мелочам, а Ростислав Иванович был в художественном совете театра. Первое мое знакомство с ним произошло во время работы на малой сцене над спектаклем «Сон на кургане». Народный артист дал нам тогда почти четырехчасовой мастер-класс. Особенность его была в том, что он не говорил, как играть, а рассказывал о самом важном для нас на тот момент: об этике театра, о том, как артист должен жить, как он должен думать, читать книги, учиться, готовиться, выглядеть... Ведь надо соответствовать статусу актера Национального театра. И это для меня было очень важным уроком. В тот момент я понял: мне бы хотелось, чтобы именно такие профессионалы окружали меня. Янковский относился к нам, молодым артистам, как к коллегам, не позволял себе вмешиваться в чужие роли, зато был требователен на сцене к репликам, к знанию текста. Ты еще весь текст сверяешь по бумажке, а он говорит: «Нет, не надо читать! Ты мне говори!» Так и заставлял отрываться от листа и обращаться к нему.
Ростислав Янковский и режиссер театра им. М.Горького Борис Луценко во время репетиции юбилейного вечера. 2010 год. Фото БЕЛТА
По словам Олега Коца, Ростислав Иванович всегда устраивал на свой день рождения праздник. Можно сказать, что день 5 февраля был днем рождения всего театра. Влиял наш герой и на репертуарную политику, следил, чтобы в театре ставились новые пьесы. После отпуска, который он проводил с семьей в Москве, приходил в театр и говорил, что в московском театре поставили тот или иной спектакль, значит, он и у нас должен быть! «Он очень волновался о том, какие люди останутся после него в театре, – вспоминает Олег, – и об этом много раз говорил. – Знаете, в актерской среде Янковский был лидером. И неизвестно, появится ли такая личность, которая хотя бы на десятую долю приблизится к нему».
Ростислав Янковский на открытии кинофестиваля "Лістапад" в Минске. 2014 год. Фото БЕЛТА
Актер Национального академического драматического театра имени М. Горького Владимир Глотов пришел в труппу совсем «зеленым». И сразу же познакомился с мастером сцены, который назначил встречу юным артистам. «Как старожил театра, он должен был наставить на правильный путь нас, молодых артистов. Помню, он тогда сказал, что нужно обязательно доверять режиссеру и друг другу. Именно тогда мы будем добрее, а актерская команда от этого станет сильнее. Это был самый верный совет, которому мы до сих пор следуем. И действительно, тот костяк молодых артистов, которые пришли в театр 15 лет назад, сохранился. Я могу с уверенностью сказать, что только благодаря таким мастерам мы держим и будем стараться держать ту высокую планку, которую нам задали. Он был нашим настоящим театральным дедушкой. Таким, с которым всегда можно было всем поделиться и попросить совета. Мы были единым целым. Единым коллективом. Надеюсь, что все так и сохраним».

Виктория Апанасенок, 7Дней
Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!