Иван Жижель:
Величина строительства
ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА
Город живет благодаря людям, которые его восстанавливают, развивают и преображают. Именно таким человеком и был строитель, государственный и политический деятель Иван Матвеевич Жижель. Благодаря его организаторскому таланту и кипучей энергии выросли десятки промышленных предприятий, возрождены города и села, возведены жилые кварталы Минска с его уникальным по красоте главным проспектом.
Вся тяжесть забот о семье легла на плечи пятнадцатилетнего паренька
Родился Иван Матвеевич 16 июня 1904 года в деревне Сыроежки Гродненской области. Когда отец Ивана, который служил на железной дороге путевым обходчиком, умер от тифа, вся тяжесть забот о семье легла на плечи пятнадцатилетнего паренька. Чтобы его приняли на работу на станцию Минск Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги хотя бы чернорабочим, пришлось приписать два лишних года. Лопатой, тяжелым ломом и киркой он очищал железнодорожные пути от снега, льда, потом стал учеником слесаря. Парень брался за любую работу, лишь бы прокормить семью.

В 1922 году по направлению райкома комсомолец Иван Жижель идет учиться в железнодорожное ремесленное училище. Здесь в 1924 году становится коммунистом.
Кадры решают все
В первой пятилетке партия выдвинула лозунг: «Кадры решают все». Тысячи коммунистов направились в технические вузы, был среди них и Иван Жижель. После окончания института он работал прорабом, а затем был назначен инженером-конструктором Белгосстроя. С 1938 по 1941 год – директор Белорусского государственного института промышленного проектирования.
Но началась война, положившая конец мирной жизни. Бомбы посыпались на Минск. Под непрерывной бомбежкой пришлось эвакуировать институт. В июне 1941 года, получив отказ в отправке на фронт (как у инженера-строителя, была бронь), Жижель с болью в сердце покинул горящий город и добрался до Смоленска, где на призывном пункте отказался от брони и попросился на фронт.

Человеку, который должен был строить,
пришлось разрушать
Человеку, который по профессии должен был строить, пришлось разрушать: ставить минные заграждения, наводить переправы. Уже осенью 1941 года под Москвой он командовал ротой понтонно-мостового батальона и через некоторое время удостоен высшей солдатской награды — медали «За отвагу». Позже был награжден орденом Красной Звезды за успешную операцию по минированию подступов к Москве у деревни Акулово.

...В 1944 году после освобождения Беларуси Иван Матвеевич был направлен на работу в Минск. Об отдыхе думать в то время не приходилось. Тысячи минчан по выходным расчищали завалы после бомбардировок. Среди них был и он – Иван Жижель.
Минчане на разборке развалин по улице Советской. 1944 год. Фото БЕЛТА
Бывалый фронтовик не верил,
что жена и дочь погибли при бомбежке
«...В годы Великой Отечественной войны жена И. М. Жижеля, Зинаида Семеновна, с трехлетней дочерью Галей осталась в оккупированном Минске. Старший сын Геннадий находился в детском санатории в Железноводске. Долгое время Иван Матвеевич не имел никаких известий о семье. В начале 1942 года нашелся сын — его приютила семья брата жены в Москве. Ходили слухи, что жена и дочь погибли при бомбежке, но бывалый фронтовик этому не верил.»

Рано утром 5 июля 1944 года Иван Матвеевич Жижель вернулся в Минск, и семья воссоединилась.
Всего один башенный кран и несколько экскаваторов
Он сразу приступил к работе заведующего отделом стройматериалов Госплана БССР, затем стал инженером Главного управления промышленного строительства, а с 1951 года Иван Матвеевич возглавил Главное управление по строительству Минска. Теперь вся ответственность за восстановление и развитие города была возложена на него. Проблем было много. Горожанам нужно было жилье, республике — новые учебные заведения, промышленности — новые корпуса заводов и фабрик.

У строителей Минска первоначально был только один башенный кран и несколько экскаваторов. Первую очередь строительства главного проспекта — от Главпочтамта до площади Победы — возводили пять лет. В пригородных урочищах вырастали тракторный, автомобильный заводы, жилые микрорайоны, магазины и школы.

В быстрых темпах восстановительных работ и поистине суворовском натиске строительства за небывало короткий срок сыграли свою роль личные качества Жижеля-руководителя. Известный девиз «каждый знай свой маневр» он постоянно осуществлял на практике и требовал смелых и решительных действий от своих подчиненных любого ранга. Конкретную задачу получал каждый бульдозерист, каждый шофер, каменщик, инженер...

(Отрывок из материала правнука Ивана Жижеля Виктора Гутарова «Судьба моей семьи в судьбе моей страны», опубликованного в газете «Беларус-МТЗ обозрение» в 2010 году).
В 1955 году Иван Матвеевич назначен министром строительства БССР. Выполняя задания по строительству Гродненского азотно-тукового завода, Солигорского калийного, Полоцкого нефтеперерабатывающего комбинатов, он умело организует работы, добивается досрочного ввода объектов, за что в 1964 году удостоен звания Героя Социалистического Труда. К боевым орденам и медалям прибавились награды за трудовую доблесть – орден Ленина и два ордена «Знак Почета».

Талантливый инженер и мудрый человек

Иван Матвеевич был не только крупным организатором производства, талантливым инженером, но и мудрым человеком. Он никогда не забывал, что технический прогресс в отрасли невозможен без серьезного научного задела. Именно поэтому всегда поддерживал развитие строительной науки и людей, ее творящих.
В эти годы в строительстве республики был внедрен ряд принципиально новых творческих решений, имеющих союзный приоритет, таких как производство высоконапорных труб, железобетонных и центрифугированных конструкций, строительство заводов и комбинатов крупного панельного домостроения.

Министр Жижель был инициатором формирования новых строительных трестов: туда набирали десятки тысяч, как правило, сельских юношей и девушек, которых надо было научить строительной специальности. Во многих городах республики были созданы строительные училища.

На XX и XXII съездах КПБ Иван Матвеевич избирался кандидатом в члены ЦК, на XXI съезде – членом Центральной ревизионной комиссии, на XXIII, XXIV съездах КПБ – членом ЦК.
Почетный гражданин Минска
Ветеран Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда, заслуженный строитель Беларуси, министр промышленного строительства БССР, Почетный гражданин Минска, Иван Матвеевич Жижель ушел из жизни в 1982 году.
Через 12 лет в доме на углу улицы Захарова и Войскового переулка, где жил герой, открыли мемориальную доску в его честь. Имя заслуженного строителя Республики Беларусь Ивана Жижеля носит Минский государственный профессиональный лицей № 10 строительства.
Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!